Черепанова Ирина Викторовна

Кружковая работа

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

« Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад»

 

 

 

 

Кружковая работа

«Ознакомление с культурой народов Севера Ханты-Манси»

 Старшая-подготовительная группа

Год реализации

(2018-2019)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи народов Ханты и Манси.

 

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним из приоритетных направлений   по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.

Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Цель:приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера Ханты и Манси.

Задачи:

- способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

- формировать интерес к культуре народов Ханты и Манси;

- стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

- развивать мышление, воображение ребенка.

Ожидаемые результаты.

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси.

Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.

Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе

Кружок проводится один раз в неделю во вторник в 15.50-16.20 минут.

 

 

 

Октябрь

«Север – край суровый».

Цель: развитие устной речи детей, обогащение знаний и представлений детей о суровом климате Севера, на какой территории живут народности ханты и манси, о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси; учить устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

Чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло».

Рассматривание фотоальбома «Север – край удивительный».

Развивающая игра «Наш край – Югра!»

Экскурсия в библиотеку  посетить выставку «Югорский край».

Рассматривание альбома «Орнаменты народов ханты и манси».

Аппликация «Ягодка здоровья».

Цель: вызвать интерес к природе родного края, чуткое отношение к ней. Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях. Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.

Предметный мир народов ханты и манси.

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».

Цель: развивать творческие способности детей, использование нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды.

Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы».

Аппликация «Мотивы северных орнаментов».

Цель: ознакомление с орнаментом ромб, основой многих узоров: «глухарь», «солнышко», «охотник», «заячьи уши».

Ноябрь

Традиции и праздники народов ханты и манси.

НОД «Вороний праздник».

Цель: расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.

Чтение «Легенды народов Севера».

Цель: приобщать детей к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Дидактическая игра «Составь узор».

Изготовление из палочек и искусственного меха чума.

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов ханты и манси – чумом.

Декабрь

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов».

Цель: знакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. Развивать интерес к способам и приемам рыбной ловли, охотничьего промысла. Воспитывать уважение к главному мужскому занятию в жизни ханты. Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях.

Цель: ознакомление детей с трудом оленевода, о значении оленеводства в быту народов ханты и манси. Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Лепка «Олениха с олененком».

Цель: ознакомление детей с оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к ним, учить создавать выразительные образы пластическими средствами, передача особенностей покрытия тела разных животных (шерсть).

Сюжетно – ролевая игра «Оленеводы».

Предметный мир народов ханты и манси

НОД «Хантыйский дом».

Цель: расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси.

Познакомить их с постройками этих народов: чум, летняя изба, зимняя изба, лабаз и их особенностями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: чум, лабаз, чувал – печь.

НОД «Знакомство с музыкой».

Цель: формировать представление о колыбели, как о предмете народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, формировать интерес к устному народному творчеству, умение имитировать движения – укачивание куклы.

Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги».

Рассматривание альбома «Культура и быт народов ханты и манси».

 

 

 

Январь

Рисование «Народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами национального костюма.

Игры: «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя».

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Утварь коренных народов севера».

Цель: познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и

предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается

посуда, как она украшается.

Лепка «Посуда, кухонная утварь».

Цель: учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Природа края

НОД: «Житель Севера – глухарь».

Февраль

Рассматривание картины: «Глухарь».

Аппликация «Глухарка сна».

Цели: дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря», развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно - прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Закрепить работу с ножницами. Чтение произведения. И. Соколова «Как весна на Север пришла»

Оформление уголка быта ханты и манси.

Изготовление сувенира «Солнце».

Цель: ознакомление с изготовлением кулонов, подвесок. Учить изготавливать оригинальные украшения.

Народное творчество

НОД «Секрет шишки».

Цель: ознакомление детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом «примакивания». Воспитывать бережное отношение к традициям народов ханты и манси. Чтение произведения «Как весна на Север пришла» И. Соколов.

 

Март

Аппликация «Чум».

Цель: учить применению хантыйских орнаментов явления природы: рябь воды, накаты волн, солнце.

Дидактическая игра «Украсим туесок»

Цель: упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика».

Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята».

Кукла – дух рода. Народное творчество.

НОД «Мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».

Цель: способствовать возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Донести до сознания детей основы единства человека и природы. Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу. Чтение художественной литературы о народах Севера, ознакомление с птицами родного края.

Рассматривание картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта.

Аппликация «Хантыйские мотивы».

Цель: продолжать знакомить с распространенными геометрическими орнаментами народов Севера – прямая линия: «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Подвижная игра народов Севера «Рыбаки и рыбки».

 

Апрель

НОД “ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ”

Цель: знакомить детей с играми народов Севера. Закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель. Развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, координацию движений, умение увертываться от ловящего, ориентировку в пространстве, скорость бега. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, уважение к народам Севера, их традициям и обычаям.  Способствовать сплочению семьи путём проведения совместных игр.

Дидактическая игра «Бывает ли это на Севере?»

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

Аппликация;Орнамент народов ханты и манси

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Чтение «Сказки северных народов».

Цель: обогащать и расширять знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать сказку, эмоционально реагировать на ее содержание и следить за развитием сюжета.

Хантыйские народные игры – разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.

Май

Слушание музыки: «Обрядовые песни народов ханты и манси».

Цель;Ознакомление с хантыйскими играми: «Оленьи упряжки», «Метание тынзяна на оррей», «Прыжки через нарты».

Музыкально-дидактическая игра «Таежный перезвон»

Цель: формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию Северного края.

Чтение художественной литературы: сказок «Айога», «Кукушка».

Коллективная аппликация по сказке «Кукушка».

Цель: вызвать интерес к природе родного края, чуткое отношение к ней. Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях. Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.

2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

3. Жуковская Р.И. Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

4. Заповедник «Малая Сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.

5. История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.

6. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.

7. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.

8. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.

9. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.

10. Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».

11. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.

12. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.

13. Пойковский. Подарочный буклет. Западно-Сибирская полиграфическая компания, 2003.

14. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.

15. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.

16. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.

17. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.

18. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

19. С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.

20. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007

21. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

5 сентября 2018 в 10:58

Прикреплённые файлы:

Документ: Кружковая работа

Описание файла:

Файл называется: kruzhok-cherepanova_idhdf.docx

Это официальный файл организации «Черепанова Ирина Викторовна», в нём содержится Кружковая работа.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.