Черепанова Ирина Викторовна

Самообразование

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение « Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад»

 

 

 

 

План по самообразованию по теме

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные

техники рисования»

 

 

Г.Пыть-Ях

2016 г.

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

 

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.

2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.

3. Формировать  целостную  картину мира;

4. Расширять  кругозор  детей;

5. Формировать умения создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Срок реализации 2017-2018г.-2018-2019г

Предполагаемый результат:

1.У детей повысится уровень художественных способностей;

2.Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

3.Освоят технику нетрадиционного рисования.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

 

 

Этап

 

 

 

Форма работы

сроки

Практический

выход

С детьми

 

 

 

С

педагогами

С

родителями

Подготовительный

1. Подготовка материала и оборудования, картинок по теме.

3. Разработка систем занятий.

4. Подбор познавательной и художественной литературы.

5. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.

сентябрь

 

Основной этап

Тема:«Крошки-осьминожки»

Цель: Формировать у детей создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Консультация «Рисование в жизни ребенка»

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»

октябрь

Рисование ладошками

 

Тема;«Волшебный лес»

Цель; Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Выставки детских рисунков для родителей.

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

ноябрь

Печать листьями

 

Тема; «Чудо- узор»

Цель; Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Консультация на тему «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей»

Консультация для родителей «Рисовать-это важно!»

декабрь

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

 

Тема; «Моя любимая игрушка»

Цель; Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Мастер – класс по теме: «Рисуем без кисточки».

январь

Рисование мыльной пеной.

 

Тема; «Подарок для папы»

Цель; Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»

февраль

Печать по трафарету, рисование пальчиком

 

Тема; «Открытка для мамы»

Цель; Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.

Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

март

 

Тема; «Ежики на опушке»

Цель; Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Консультация  «Путешествие в страну рисованию»

Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

апрель

Заключительный этап

Отчет по теме самообразования

май

Диагностика, представление материала на педагогическом  совете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список учебной, справочной, научно-методической литературы:

 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.

(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz-plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

 

 

 

 

 

 

Пртложение:

Тема «Крошки-осьминожки»

Нетрадиционная техника: печатание ладошками.

Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные:

• Создать условие для экспериментирования с красками.

• Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони.

• Учить создавать выразительные образы морских существ.

 Развивающие:

• Развивать воображение, чувство формы, ритма, цвета.

Воспитательные:

• Воспитывать любознательность, самостоятельность.

 Предварительная работа:

- Рассматривание изображений осьминога и водных растений;

- Просмотр мультфильма «Крошки-осьминожки».

 Развивающая среда:

• Лист бумаги А3 голубого цвета;

• Гуашевые краски;

• Пластиковые тарелочки, банки с водой;

• Салфетки  влажные, кисти.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, труд, коммуникация, социализация.

Ход интегрированного мероприятия

Воспитатель: Он живет на самом дне,

На ужасной глубине –

Многорукий,

Многоногий,

Ногорукий,

Руконогий.

Ходит в море без сапог

Кто-же это …..Осьминог!

- Ребята, помните, мы с вами смотрели мультфильм про крошек-осьминожек. Какие они были? Что они делали? (Ответы детей)…….

- Помните, как они меняли свой цвет, когда прятались? (показ иллюстраций с изображением осьминога)

- Ребята, можно ли изобразить осьминога без кисточки

Ответы детей…….

Воспитатель: Посмотрите, как я это сделаю:

- сначала я окуну ладошку в тарелочку с разведенной краской;

- затем поставлю перевернутый отпечаток – так, чтобы растопыренные пальцы были направлены вниз и дали отпечатки щупалец;

- Затем надо взять кисточку и дорисовать щупальца так, чтобы они извивались в воде, будто осьминог плывет;

- Что еще в море похоже на щупальца осьминога?

Ответы детей……. (Водоросли)

- Правильно, они тоже похожи на волнистые ленты.

- Посмотрите, я сначала нарисую одну волнистую линию, идущую с морского дна. Затем рядом изображу другую, потемнее, с частичным наложением на первую.

- Ребята, помните, мы говорили о том, что осьминоги меняют свой цвет, когда хотят спрятаться или они видят опасность. А в мультфильме они меняли свой цвет, когда баловались и прятались от пап. Вот и вы нарисуйте своих осьминожков разными цветами.

Дети приступают к работе. Воспитатель напоминает, что можно подрисовать камушки на дне моря.

В конце занятия создается общая композиция из детских работ. Делается анализ полученных композиций.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию

Тема «Сказочный лес»

Нетрадиционная техника рисования: рисование солью.

Программные задачи:

Формировать у  детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев.

Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.

Продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «солью».

Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность.

Материалы: тонированные листы А4 на каждого ребенка; клей ПВА; соль.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке; чтение художественных произведений.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вчера вечером, когда вас всех забрали домой, почтальон принес письмо. Это письмо прислали нам лесные жители. Послушайте, какая история произошла в лесу.  Лесные звери (лисята, зайчата, медвежата и другие) готовились встречать весело Зимушку-Зиму. У всех  было веселое, радостное настроение – придет Зима и своей волшебной кисточкой раскрасит – деревья, кусты, шубки зайчатам. Но прознала об этом злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Зиме, не бывать лесу красивым». Спрятала Баба Яга волшебную кисточку Зимы в сундучок и закрыла его на 3 больших замка.  Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое.

Воспитатель: Ребята, звери в письме просят вас помочь им расколдовать сундучок, но для этого вы должны выполнить 3 задания. Готовы, помочь зверюшкам. (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы открыть первый замок, вы должны рассказать свои любимые стихи о Зиме. \2-3 ребенка читают стихи\.

Воспитатель: Посмотрите, первый замок открылся.

Воспитатель: Чтобы открыть второй замок, вам нужно назвать Зиму красивыми словами. \ответы  детей\

Воспитатель: Посмотрите, и второй замок открылся.

Воспитатель: Чтобы открыть последний третий замок, необходимо загадать и отгадать загадки о зиме. \ответы  детей\

Воспитатель: Вот мы расколдовали волшебный сундучок. Зима своей волшебной кисточкой раскрасит природу и землю во все белое, серебристое. Ребята у нас с вами тоже есть волшебные кисточки и можем помочь Зиме согреть и украсить лес снежными нарядами. А чтобы снег на деревьях и снежные сугробы были сказочными, мы с вами воспользуемся необычным приемом – на белую краску мы будем наносить соль.

Но прежде давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

 На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам

 Чтобы носик не замерз, топают ногами/

 Надо ножками потопать

 И ладошками похлопать.

 С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

 Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

 Будем их ловить руками

 И покажем дома маме.

 А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.

 Снегом замело дороги.

 Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

 Поднимаем выше ноги.

 Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

 И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь пора за работу приниматься. Садитесь за столы и будем помогать Зиме украшать лес снежными нарядами.

Дети приступают к выполнению задания.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне на эту прекрасную лесную полянку. Посмотрите внимательно, благодаря вам и нашим волшебным кисточкам мы все вместе  с Зимой очутились в волшебном, сказочном лесу. Зима здесь навела строгий порядок: все прибрано, сверкает белизной. На голые деревья и кусты Зима набросила теплые, пуховые одеяла. Расскажите, ребята как вы помогли Зиме. \Ответе детей\

Стихи о зиме:

Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шёл ночью снег густой и белый —

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт.

Как каждый день — полней и лучше,

Полней и лучше Новый год... А. Твардовский

Зима-портниха

В лесную чащу тихо вошла зима-портниха.

Березки очень рады: — Спасибо за наряды!

Пушистые и белые Зима наряды сделала

И для лесов, и для полей - пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке, зима дала платочки,

А в шубки их одела - сама повеселела! А. Островский

Загадки о зиме:

1. Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

 А побелит все крыши вокруг. \зима\

2. Снег на полях, лед на реках,

 Вьюга гуляет. Когда это бывает? \ зимой \

3. Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята –

Снова к нам пришла …  \ зима\

Тема  «Украсим рукавичку узором»

Нетрадиционная техника рисования: рисование ватными палочками.

Цель: учить детей самостоятельно рисовать узор на рукавичке по представлению или по замыслу, развивать воображение, мелкую моторику, пополнять словарный запас, воспитывать эмоционально положительное отношение к рисованию, желанию помочь героям сказки.

Материал: картинка рукавичка, картинка рукавичка с героями сказки (или игрушки, образцы узоров на рукавичке, вырезанные рукавички на каждого ребенка, краски, кисточки, баночки для воды, клеенки, салфетки.

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами попадем в одну очень известную сказку. Что это за сказка, помогут догадаться слова: «Кто, кто в рукавичке живет? » (Показываю картинку «рукавичка») .

- Помните, кто потерял свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней жили уже животные. (Дед) .

- Какие животные поселились в рукавичку? (Показываю картинку с героями сказки или можно выставить игрушки). В рукавичке поселились мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан и медведь.

- Забрал дед свою рукавичку и остались животные без теплого дома. Как помочь лесным жителям?

Сюрпризный момент. Входит дедушка. Приносит с собой вырезанные рукавички.

- Здравствуйте дети. Стало жалко мне зверюшек, сшил для них новые рукавички, а как украсить не знаю.

2. Показ узора на рукавичках.

- Дедушка мы тебе поможем. Есть у меня рукавички украшенные разными узорами. (Показываю разные варианты) .

- Все ли они одинаково украшены по цвету, по узору?

- Что можно нарисовать на рукавичке? Прямые и волнистые линии, колечки, круги, квадраты точки.

- Я напомню, как рисовать некоторые элементы узоров. Посмотрите. Рисую сложные элементы на рукавичке белого цвета.

- Дети возьмите кисточки, покажите как рисовать круг, волнистые линии. (Показываем сухой кисточкой в воздухе) .

- А теперь немножко отдохнем. Физкультминутка «Как звери рукавичку находили»

Первой прибежала мышка - поскребушка. Потом прискакала лягушка - попрыгушка. Затем зайчик- побегайчик. А вот лисичка - сестричка бежит.

Волчек серый бочек крадется, кабан важно шагает а за ним и медведюшка - батюшка идёт. Вот как много зверей поместилось в рукавичке!

3. Самостоятельная работа детей

- Отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места.

- Подумайте с чего вы начнете, не забудьте кисточку держим правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка».

- Намочим кисточку: кисточка пошла купаться. Уберем лишнюю воду о край баночки

- Поздороваемся краской. Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен остаться чистым

- Если кисточка стала «лохматой» - сухой, ее надо снова намочить и взять краску.

- Что нужно сделать, чтобы рисовать другой краской? Вымыть кисточку.

(Дети рисуют. Я хожу между ними, подсказываю, подбадриваю их, показываю приемы рисования затрудняющимся детям. За 5 минут до окончания занятия предупреждаю детей о завершении своих работ. Готовые работы кладу на стол для анализа)

5. Итог занятия. После завершения рисования спрашиваю нескольких детей, чем они украшали рукавичку. (Выслушиваю 3-4 ребенка) .

- Ребята посмотрите на рукавички. Расскажи … дедушке чем ты украсил рукавичку?

- Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная и работа. Вот сколько разных рукавичек, красиво украшенных узором, мы сделали для животных. Теперь у каждого из них будет тёплый домик. Дедушка передай рукавички всем животным.

Дедушка хвалит, благодарит детей и уходит.

- Ребята что мы сегодня делали на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 сентября 2018 в 10:48

Прикреплённые файлы:

Документ: Самообразование

Описание файла:

Файл называется: samobrazovanie-cherepanova_idhdf.docx

Это официальный файл организации «Черепанова Ирина Викторовна», в нём содержится Самообразование.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.